Будьте
добрее.
Учитель. Я сейчас попрошу вас выполнить простое
задание. Но вы должны выполнить его с закрытыми глазами. Итак, закройте глаза и
поднимите руки те, кто никогда ни над кем не смеялся и никогда никого не
обижал.
Ученики выполняют задание. Учитель сообщает, сколько
рук было поднято.
Учитель. Большинство взрослых людей, если постараются
и будут откровенными, вспомнят, что они в детском и подростковом возрасте не
всегда были чуткими и доброжелательными к тем, кто не был похож на своих
сверстников. А иногда даже были и жестокими.
1 участник. Доброте приходится учиться. Это необходимо
не только для тех, к кому должна быть направлена доброта, но и для тех, от кого
она должна исходить.
2 участник. Достаточно красноречиво об этом поется в
одной хорошей песне. Там есть такие слова:
3 участник.
Мы живем в мире равнодушья,
В нежеланье ближнего понять.
Ждем, что кто-то руку нам предложит,
А не то чтоб самому подать.
4 участник.
Жизнь – она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
2 участник. Не повинен ли каждый из нас в том, что мир
вокруг нас становится все более черствым, равнодушным?
1 участник. Мы переживаем, когда обижают нас, но часто
ли нас волнуют чувства других?
3 участник. Мы порой ради потехи и развлечения можем
обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не
заметив этого.
4 участник. Мы уже забыли о своей потехе, а человек
продолжает мучиться, обрастает комплексами
Учитель. Один учитель математики с сожалением
вспоминал такой случай из своей жизни: «Подростки бывают очень жестоки. Когда
мне было десять лет, в наш класс пришел новичок. Кажется его звали Андрей.
Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был
похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. «Эй, Суслик, - сказал я, - ты
из какой норы вылез?» Все дружно засмеялись, новенький засмеялся тоже. Я был
доволен своей, как мне казалось, удачной шуткой. Моим друзьям это тоже
показалось ужасно смешным. Они все стали смеяться и называть его Сусликом.
Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз
вместе со всеми. Но потом вдруг подбородок у него затрясся, он вскочил и
выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только позже я понял, как
плохо поступил, как на самом деле было обидно Андрею. Возможно, та особенность
в его внешности, которую мы так запросто высмеяли, не давала ему покоя, и
родители всячески пытались успокоить и приободрить его. Но мнение и реакция
сверстников бывают для подростков более значимы. Я поступил ужасно. До сих пор,
когда я вспоминаю тот случай, мне становится стыдно за свою черствость и
равнодушие к переживаниям другого человека. Но тогда я даже не подозревал, что
глубоко раню самолюбие Андрея. Я не подозревал, что другим людям точно так же
бывает обидно, когда над ними смеются, как и мне самому. Мне казалось, что
только мне одному не нравится, когда надо мной смеются. Потом я думал о том,
что наделал, и мне очень хотелось, чтобы этого злого поступка не было. Мне
необходимо было научиться уважать и защищать чувства других».
1 участник. Знайте, что другие чувствуют то же самое,
что и вы. У них к горлу подкатывает точно такой же ком, ко-гда над ними
смеются, и они тоже плачут, когда бывают одни. Не заставляйте их чувствовать
себя еще хуже, когда им и без того плохо.
2 участник. Особенно если человек имеет физические
изъяны или непривлекательную внешность. Ему и без того плохо, он прекрасно
знает о своих недостатках, он и так переживает. Не давайте ему лишних поводов
себя плохо чувствовать. У него и без того хватает проблем.
3 участник. Одна из самых опасных забав у подростков –
давать друг другу обидные прозвища. Чтобы высмеять, под-черкнуть недостаток,
который жертва больше всего хотела бы скрыть.
4 участник. Этот недостаток может быть вообще
выдуманным, преувеличенным, «дутым». А человек страдает, замыкается,
«комплексует».
Учитель. Карина – здоровая, симпатичная девочка
двенадцати лет. У нее стройная фигура, сообразительная голова, крепкая семья. У
нее не так уж много проблем. У нее есть все, чтобы чувствовать себя вполне
счастливой. Но Карина не может похвалиться густыми пышными волосами. Да тут еще
как-то постригли ее неудачно. Беда, конечно, не велика. Как говорится, волосы
не зубы – отрастут. Но группа девочек-одноклассниц, которые никогда не упускали
возможности над кем-нибудь посмеяться, тут же воспользовались таким удобным
случаем и подняли Карину на смех: «Кто это тебя так пообщипал, ну вылитая
гусыня!» Некоторые из одноклассников посчитали шутку удачной, они весело
смеются, но Карина воспринимает все очень серьезно. К ней приклеивается
прозвище: «Гусыня». Она начинает переживать из-за своей внешности, ей кажется,
что все смеются у нее за спиной, она сутулится, втягивает голову в плечи,
старается спрятаться за спинами одноклассников. Дома она часто стоит перед
зеркалом и придирчиво рассматривает себя. Все больше и больше недостатков она
находит в себе. В результате Карина может стать подавленным человеком,
потерявшим интерес к жизни. Вместо того чтобы наслаждаться жизнью, она будет
заниматься самоуничижением
1 участник. Зачастую насмешки приобретают особенно
изощренный характер и становятся намеренно жестокими. Такие насмешки могут
сыграть злую шутку.
2 участник. Кого-то травля со стороны сверстников ожесточает
на всю жизнь, а кого-то приводит к мысли о самоубийстве. Хотелось бы вам всю
жизнь нести груз вины за сломанную судьбу или даже гибель осмеянного вами
человека?
3 участник. Давайте будем внимательными и чуткими друг
ко другу. Чаще представляйте себя на месте других, и прежде чем что-то сказать
или что-то сделать, подумайте: «А как бы я себя чувствовал, если бы со мной так
поступили?»
4 участник. Людей издавна волновала проблема добра и
зла. А ведь добро это попросту отсутствие зла. Попробуйте жить так, чтобы
никому не причинять зла, и вы увидите, что ваша жизнь наполнится добром. Ведь
закон бытия неизменен: что человек дает, то и получает. Рано или поздно
проявленные добро или зло вернуться к человеку.
Учитель. Поступайте с людьми так, как вы хотите,
что-бы поступали с вами. Учитесь понимать людей, чувствующих себя неуверенно.
Помогайте им, поддерживайте их. Подружитесь с человеком, который чувствует
неловкость в кругу сверстников, и дайте ему шанс обрести уверенность в себе.
Игра-упражнение «Я тебя знаю».
Все участники встречи берутся за руки. Каждый
участник, по очереди, начиная с ведущего (учителя), поворачивается к соседу
справа, называет его по имени и прибавляет к нему слово, которое отражает
положительную черту его характера или выражает добрые чувства говорящего. Слово
должно начинаться с первой буквы имени. Например: Николай – надежный, Лена –
ласковая, Валентин – взаимопонимание.