ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
На сегодняшний день проблема коррупции является
одним из главных вопросов, актуальных не только для Казахстана, но и для
большинства стран мира. Коррупция не знает границ. Она имеет повсеместное
распространение. Сегодня понятие «коррупция» часто упоминается в журналах и
газетных статьях многих изданий мира.
Под коррупцией понимается не
предусмотренное законом принятие лично или через посредников
имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции,
а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных
полномочий и связанных с ними возможностей, либо иное использование ими своих
полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем
противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных
благ и преимуществ.
Шумерский царь Лагаша, которого
звали Урукагина был первым правителем, при котором
упоминается о борьбе с коррупцией. Данные упоминания относятся ко второй
половине XXIV века до н. э. Первый трактат, где открыто обсуждалось такое
явление, как коррупция, назывался «Артхашастра». Он был опубликовал один
из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э под псевдонимом Каутилья. В
трактате министр сделал вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы
в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».[1]
Можно сказать что
коррупция – это злоупотребление своими полномочиями
в личных интересах. Коррупция оказывает негативное влияние на все сферы
общества: политику, экономику, социальную сферу; негативные же последствия,
порождаемые этим явлением, представляют реальную угрозу интересам
национальной безопасности.[1]
Мировая практика показывает, что коррупция является
неизбежным атрибутом стран переходного периода, к которым относится и
Казахстан. Одними из главных причин коррупции, по нашему мнению являются:
низкая заработная плата граждан и в том числе госслужащих, неразвитость и
несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабая
кадровая политика государства, низкое качество работы судебной системы,
кумовство, пассивное отношение общества к своеволию и беззаконию со стороны
власти.[1]
Коррупция наносит непоправимый вред как государству в
целом, так и каждому гражданину, являющемуся частичкой этого государства.
Коррупция приводит к неэффективному использованию государственных средств,
часть которых уходит на личное обогащение госчиновников;
- снижению инвестиций в экономику и замедлению роста
предпринимательства из-за выстраиваемых барьеров в попытке выманить
взятку;
- государственный аппарат начинает превращаться в
мафиозную структуру, что постепенно приводит к политической нелигитимности
власти
В нынешнее время проводят множество исследований,
мониторингов стран по уровню коррумпированности. Наиболее значимые
из них – Индекс Восприятия Коррупции, Индекс Плательщиков Взятки, Международный
Обзор Жертв Преступности, Индекс Непрозрачности, Система Оценки Государственной
Чистоты, Индекс Глобализации и многие другие.[1]
Для Казахстана преодоление
коррупции является одним из главных направлений государственной политики,
приоритетность которого была четко обозначена Главой
государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Президент в своем
«Послании народу Казахстана» в качестве одного из семи приоритетов государства
назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией.[2]
Казахстан первым среди стран СНГ разработал и
принял Закон "О борьбе с коррупцией", который направлен на защиту
прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности РК от угроз,
вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности
государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные
функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления,
пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их
последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные
принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с
коррупцией, а также условия наступления ответственности. [3]
Борьбу с коррупцией в пределах
своей компетенции обязаны
вести все государственные органы и должностные лица.
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и
привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей
компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности,
внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и
военной полиции.
В статье 7 Закона Республики Казахстан «О борьбе
с коррупцией» закреплены гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие
в борьбе с коррупцией: Лицо, сообщившее о факте коррупционного
правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией,
находится под защитой государства и поощряется в порядке, предусмотренном законодательством
Республики Казахстан. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с
коррупцией, является государственной тайной. Разглашение этой информации влечет
ответственность, установленную вышеуказанным Законом. [3]
В случае необходимости органы,
ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц,
оказывающих содействие в борьбе
с коррупцией.[3]
В Статье 13-1. Сроки
наложения дисциплинарных взысканий за
совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих
условия для коррупции говорится:
В случае совершения коррупционного правонарушения либо
правонарушения, создающего условия для коррупции, лицом,
уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему
лицом дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня
обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года со дня
совершения проступка.
В случае отказа в возбуждении уголовного
дела либо прекращения уголовного дела, но при
наличии в деяниях лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи,
признаков коррупционного административного правонарушения
или дисциплинарного проступка взыскание может быть
наложено в сроки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Не только закон ‘’О Борьбе
с коррупцией’ ’устанавливает правила. но и «Кодекс чести
государственных служащих Республики Казахстан»[4]
В ст. 3 «Антикоррупционное поведение
государственных служащих» поясняется: Государственные служащие должны
противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений
либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для
коррупции.
Государственные служащие должны пресекать факты
коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.
Если государственный служащий
располагает достоверной информацией о коррупционном
правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению
и прекращению такого правонарушения.
К необходимым мерам относятся информирование
уполномоченных государственных органов и информирование вышестоящего руководителя,
руководства государственного органа.
После получения информации
о коррупционном правонарушении руководство государственного
органа принимает по ним соответствующие меры, в том числе по защите
государственного служащего, если в его действиях нет нарушений
законодательства, от незаконного преследования, негативно влияющего на
дальнейшую служебную деятельность государственного служащего, его права и
законные интересы.
Государственные служащие своими действиями и
решениями не должны допускать административных и иных препятствий, затрудняющих
реализацию физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов. В
случае выявления таких фактов государственные служащие должны принимать меры по
их устранению.
Государственные служащие должны использовать все
возможности по предотвращению экономического ущерба государству, не допускать
инициирования проверок в личных интересах и интересах третьих лиц.
Государственные служащие не должны использовать
свои должностные полномочия и связанные с ними возможности для получения личной
имущественной и неимущественной выгоды.
Государственные служащие должны принимать меры
по недопущению конфликта интересов.
При возникновении конфликта интересов, то есть
ситуации, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью
государственного служащего и надлежащим исполнением им своих должностных
полномочий или законными интересами физических и юридических лиц, государства,
способное привести к причинению вреда этим законным интересам, государственный
служащий обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию,
предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной
службе.[4]
Подводя итоги
вышесказанного можно сделать вывод - для борьбы с коррупцией
в Республике Казахстан сформирована законодательная база, а именно: Закон «О
борьбе с коррупцией», Указ Президента «О мерах по усилению борьбы с коррупцией,
укреплению дисциплины и порядка в деятельности госорганов и должностных лиц», а
также ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневой экономики, борьбу
с правонарушениями в сфере экономики и т.д. Теперь от каждого из нас, как
от гражданина своей страны, на какой ступеньке общества мы бы не находились,
зависит – сумеем ли мы преодолеть явление коррупции, сделать шаг вперёд в
развитии как страны так и каждого человека в целом.