ДОКЛАД
Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим
постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и
оперативного противодействия.Уровень и масштабы существующей в стране коррупции
сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном
климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в
сотрудничестве с Республикой Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией
является основным приоритетом государственной политики Казахстана.
За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована определенная
законодательная база для борьбы с коррупцией. Так, нормативная правовая база в
сфере борьбы с коррупцией усовершенствована 17 законами, которые приблизили
национальное законодательство к существующим международным стандартам.
Активная государственная поддержка развития институтов гражданского
общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых
актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных
общественных организаций привело к возрастанию активности населения в
антикоррупционной деятельности.
Положительное влияние на результаты борьбы с коррупцией оказывает
активизация работы антикоррупционных общественных организаций и политических
партий, в частности Народно-демократической партии «НурОтан», которые
плодотворно участвуют в законотворческой деятельности.
В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества
в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан
ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции,
подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии,
Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта
и Франции по вопросам противодействия коррупции.
Так, в период 1998 – 1999 годы приняты законы Республики Казахстан «О
борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», а также Указ Президента
Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе чести государственных
служащих Республики Казахстан», которые стали действенным средством борьбы с
коррупцией и определили статус, права и обязанности государственных служащих,
требования к их морально-нравственному облику и деловым качествам.
В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие:
Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы
с коррупцией», которым введена конфискация имущества, добытого преступным путем
и переданного осужденным в собственность других лиц.
Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления
борьбы с коррупцией» направленного на:
1) усиление ответственности должностных лиц за совершение коррупционных
преступлений и правонарушений путем увеличения штрафных санкций и введения
конфискации имущества;
2) возложение на руководителей государственных органов, государственных
организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную
обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной
ответственности;
3) установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан,
включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленные на оказание
содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений;
4) выработку мер противодействия «корпоративной коррупции».
В целях предотвращения коррупционных проявлений Законом Республики
Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией»
в законодательство внесены поправки направленные на установление:
1) оснований для определения перечней должностей с высоким риском совершения
коррупционных правонарушений;
2) повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих
должностях;
3) обязательств для лиц, претендующих на занятие указанных должностей, о
возможности применения в отношении них специальных проверок на предмет
соблюдения ими антикоррупционного поведения.
Всеми государственными органами принимаются ведомственные Программы и планы
по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные
мероприятия.
В частности, налоговыми органами утверждены Стратегия борьбы с коррупцией в
органах налоговой службы Республики Казахстан, Перечень коррупционных сфер в
налоговых отношениях и мер по устранению в них коррупционных проявлений, Кодекс
профессиональной этики работника органов налоговой службы, Хартия
налогоплательщика.Положительную роль в противодействии коррупции оказывает
введение Программы «электронное правительство» позволяющее создавать
полноценную «обратную» связь государства с населением посредством
Интернет-ресурсов.
Верховный Суд в рамках мероприятий по противодействию коррупции
сотрудничает с такими международными и общественными организациями, как Центр
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Астане, Агентство
Соединенных Штатов Америки по международному сотрудничеству (ЮСАИД), Германское
общество технического сотрудничества (ГТЦ), Программа развития Организации
объединенных наций (ПРООН), Управление Верховного комиссара Организации
объединенных наций по делам беженцев (УВКБ ООН), Общественные фонды «Хартия за
права человека», «Трансперенси Казахстан» и другими, реализуя совместные
проекты по обеспечению доступа граждан к правосудию, прозрачности судебного
процесса.
Проблема борьбы с преступностью и коррупцией ежегодно освещается в
Посланиях Главы государства народу Казахстана. Так, в Посланиях «Новое
десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и
«Построим будущее вместе» определены основные приоритеты в сфере повышения
эффективности деятельности правоохранительной системы путем ее оптимизации,
смещения акцентов в сторону защиты прав граждан и интересов государства, а
также обеспечения бескомпромиссной борьбы с коррупцией.
Республика Казахстан, располагая значительными возможностями для проведения
эффективной антикоррупционной политики, имеет сильные и слабые стороны,
возможности и угрозы, к которым согласно анализу относятся:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Наличие нормативной правовой базы по противодействию коррупции 2. Сформированный опыт противодействия коррупции 3. Имеющийся потенциал государственных органов в сфере информационной инфраструктуры 4. Противодействие коррупции является одним из приоритетов государственной политики |
1. Широкое распространение коррупции во всех сферах 2. Недостаточный уровень правовой грамотности населения 3. Недостаточная открытость деятельности государственных и местных исполнительных органов власти 4. Менталитет населения и государственных служащих |
Возможности |
Угрозы |
1. Высокий уровень жизни населения 2. Совершенствование действующего законодательства до уровня международных стандартов 3. Улучшение инвестиционного климата 4. Повышение показателей Казахстана в международных рейтингах оценки уровня коррупции 5. Укрепление сотрудничества государственных институтов с гражданским обществом |
1. Увеличение уровня «теневой экономики» 2. Снижение инвестиционной привлекательности 3. Рост стоимости государственных проектов, за счет «коррупционной» составляющей 4. Уменьшение экономической эффективности 5. Снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности 6. Утрата поддержки со стороны гражданского общества |
Анализ действующей политики государственного регулирования противодействия
коррупции показывает, что в настоящее время, в Республике Казахстан в основном
сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия
коррупции, которые представлены следующими актами:
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997
года.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997
года.
4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30
января 2001 года.
5. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.
6. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной
деятельности».
7. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной
регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
8. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении
иностранцев».
9. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
10.
Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О
жилищных отношениях».
11.
Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О
борьбе с коррупцией».
12.
Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О
государственных секретах».
13.
Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О
государственной службе».
14.
Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года «Об
охранной деятельности».
15.
Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О
социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями».
16.
Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О
социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
17.
Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года «О
ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;
18.
Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О
правоохранительной службе».
19.
Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О
государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
20.
Указ Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000
года № 377 «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и
коррупцией».
21.
Указ Президента Республики Казахстан от 2 апреля 2002
года № 839 «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по
вопросам борьбы с коррупцией».
22.
Указ Президента Республики Казахстан 14 апреля 2005
года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины
и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц».
23.
Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа
2009 года №858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на
период с 2010 до 2020 года».
В тоже время, существующая правовая система противодействия коррупции
отстает в ряде направлений от требований и норм международного
законодательства, что создает угрозу снижения эффективности проводимых
антикоррупционных программ и требует проведения дополнительной нормотворческой
работы.
Не смотря на определенное повышение уровня оценки страны в рейтинге Индекса
восприятия коррупции «Транспаренси Интернэшнл», занимаемое Казахстаном 105
место свидетельствует о необходимости принятия дальнейшего комплекса
антикоррупционных мер со стороны государства и общества.
Республика Казахстан до сих пор не присоединилась к Конвенциям об уголовной
ответственности за коррупцию (27 января 1999 года, город Страсбург) и о
гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (4 ноября 1999 года, город Страсбург).
Указанные Конвенции обязывают стран-участниц предусматривать в своем
национальном законодательстве и квалифицировать в качестве преступлений такие
деяния, как активный и пассивный подкуп широкого круга собственных
государственных и иностранных должностных лиц. Участники Конвенции обязуются
принимать законодательные и иные меры, дающие все основания осуществлять
конфискацию или иным образом изымать орудия совершения уголовных преступлений и
доходы от них.
Таким образом, требуется присоединиться к этим Конвенциям и другим
международным договорам в данной отрасли для дальнейшей безотлагательной и
последовательной корректировки всего казахстанского законодательства.
Квалификация всех форм коррупции в качестве уголовных преступлений в
соответствии с международными стандартами благоприятно отразится на оценке
международного сообщества действий Казахстана по противодействию коррупции.
Необходимо разработать и утвердить Единый национальный реестр
разрешительных документов, предусматривающий исчерпывающий перечень всех
разрешительных документов (процедур), действующих на территории Республики
Казахстан. Данная мера позволит улучшить эффективность противодействия
проявления коррупциогенности в сфере регулирования предпринимательской
деятельности.
Изучение антикоррупционной политики стран с наиболее низким уровнем
коррупции показывает, что базовыми основами проводимых ими мер являются
прозрачность деятельности государственных органов и неотвратимость наказания,
организованный контроль со стороны гражданского общества за работой
государственных органов, высокая заработная плата государственных служащих,
эффективная профилактическая и упреждающая работа.